Расследование уголовных дел коррупционной направленности


В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации Следственный комитет выполняет возложенные на него функции в части борьбы с коррупцией в государстве посредством осуществления уголовного преследования при расследовании уголовных дел, проведения доследственных проверок, рассмотрения обращения граждан, профилактики коррупционных преступлений.

В истекшем периоде 2018 года в следственном управлении рассмотрено 58 сообщений о преступлениях коррупционной направленности (АППГ – 89), из них по 46 сообщениям возбуждены уголовные дела, что составляет   79 % от общего количества рассмотренных сообщений (АППГ – 64 или  72 %). В производстве находилось   72 уголовных дела рассматриваемой категории преступлений (АППГ – 85).

За 11 месяцев 2018 года следователями управления расследовано             30 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных  статьями   159, 160, 204, 285, 286, 290, 291, 291.1,  291.2, 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Большинство расследованных уголовных дел связаны с дачей, получением или посредничеством в передачи взяток, совершением мошеннических действий и должностных преступления с использованием должностными лицами своего служебного положения.

По  расследованным в 2018 году уголовным делам коррупционной направленности сумма установленного ущерба составила более 10 миллионов рублей. Принятыми в ходе расследования мерами удалось возместить причиненный ущерб на сумму более 2 миллионов рублей, а также  наложен арест на имущество обвиняемых на сумму более 26 миллионов рублей.

По всем оконченным уголовным делам следователями следственного управления вносятся представления об устранении нарушений федерального законодательства. Данная мера реагирования является одним из основных инструментов органов расследования для устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления.  В 2018 году представления вносились федеральные органы исполнительной власти, в государственные, муниципальные учреждения и предприятия, органы внутренних дел, органы местного самоуправления.

В условиях современного общества личная выгода от использования служебного положения принимает самые разнообразные формы. Она простирается начиная с процентов от заключенных государственных контрактов, благодарностей и других материальных выгод в качестве компенсаций за лояльность, денежного вознаграждения за «ускорение» рассмотрения вопроса, за посредничество в продвижении дела и т. д.

В качестве характерных преступлений о взятках можно назвать ряд  дел:

- уголовное дело в отношении бывшего члена Федерального Собрания РФ - сенатора от Новгородской области  по факту получения взятки в особо крупном размере при посредничестве 
- по факту получения взятки в сумме 800 тысяч  рублей Главой Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района;

- уголовное дело по факту получения судебными приставами взяток с разных граждан за прекращение исполнительного производства;

- уголовное дело в отношении главного врача санатория «Ромашка», которая получала от подчиненных взятки за обеспечение им возможности работать в вверенном ей учреждении.

- уголовное дело по факту передачи через посредника взятки должностному лицу МБУ «Административное управление городским хозяйством за покровительство при приемке выполненных работ по контракту в г. Старая Русса;

- уголовное дело по факту получения консультантом управления недропользования и геоинформации департамента природных ресурсов Новгородской области взятки в сумме 750 тыс. рублей.

По данному уголовному делу установлено, что служащий Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области в нарушение должностных регламентов, норм федерального законодательства, регулирующего обязанности и требования к служебному поведению, дисциплины и ограничений, являясь членом аукционной комиссии по проведению аукционов на право пользования недрами с целью добычи песчано-гравийного материала, принимал участие в рассмотрении заявок участников аукциона. При этом из корыстной заинтересованности и стремления незаконного обогащения путем получения взятки, с использованием своего служебного положения, создал необходимые условия  для участия взяткодателя в аукционе и принятии комиссией решения о выдачи лицензии конкретному участнику аукциона, подконтрольному взяткодателю. Преступление выявлено сотрудниками правоохранительных органов, конкурс признан несостоявшимся, должностное лицо указанного Департамента, а также взяткодатель и его посредник привлечены к уголовной ответственности.

Эти коррупционные преступления обвиняемые совершили, поддавшись желанию обогатиться, при этом активно использовали свое служебное положение. Их совершение было бы невозможным без благоприятных для этого условий, которые, в свою очередь, появляются благодаря безответственному исполнению обвиняемыми своих обязанностей, концентрацией неограниченных полномочий у одного должностного лица, отсутствием своевременного внешнего контроля за законностью и обоснованностью принимаемых ими решений. Характерно, что преступления такой категории выявляются правоохранительными органами. В самих учреждениях отсутствует надлежащий контроль за действиями и принимаемыми от имени органа власти решениями, при этом не срабатывает предусмотренный нормативными актами механизм противодействия коррупционным проявлениям.

Нарушения порядка ведения учетной документации и отчетности, отсутствие принципиального и постоянного контроля за работой материально-ответственных лиц, в том числе первичного звена, повлекли совершение преступлений в сфере служебного подлога.

Например, - уголовное дело в отношении главы Полновского сельского поселения Демянского района по факту злоупотребления должностными полномочиями при оформлении в пользу близких лиц земельных участков поселения; - уголовное дело в отношении лесничего Парфинского лесничества, составившего ряд фиктивных договоров купли-продажи леса.

Такие преступления совершены в условиях отсутствия упреждающего контроля со стадии принятия должностными лицами решений. Концентрация полномочий у одного должностного лица и отсутствие прозрачности (гласности) работы, позволяет таким должным лицам оформлять соответствующие документы, придавая им вид законных.

Должностными лицами активно использовалась возможность обогатиться путем заключения контрактов с подконтрольными организациями. Например, по уголовному делу установлено, что директором ФГБУ «Управление «Новгородмелиоводхоз» по фиктивным договорам об оказании услуг перечислил денежные средства юридическому лицу, подконтрольному близкому родственнику, тем самым денежные средства фактически присвоены. Упреждающий контроль противоправного деяния  в данном случае не использовался, возможность рассмотрения вопроса о возможном конфликте интересов не рассматривался.

Связанные с внесением должностными лицами недостоверных сведений в акты о принятии работ, оказании услуг, распространены и вызывают опасения, поскольку совершены в сфере государственных и муниципальных закупок, жилищно-коммунальной сфере. 

Например, по уголовному делу, находящемуся в производстве, установлено, что в ходе реализации программы переселения граждан из ветхого жилья в Боровичском районе построен многоквартирный жилой дом. Постройка дома осуществлялась с дефектами и грубыми нарушениями строительных норм и правил, что могло поставить под угрозу безопасность проживающих в доме граждан. Вместе с тем, несмотря на наличие сведений о нарушениях при строительстве дома, должностными лицами Администрации района выдано разрешение на введение в эксплуатацию построенного дома.

В данном случае отсутствие принципиальной позиции должностных лиц по соблюдению всех интересов обществапоставило вопросы об эффективности расходования денежных средств социальной программы.

Работа по противодействию коррупции будет продолжена следственным управлением в 2019 году.